Операционная модель магазина

Операционная модель магазина

В период моей работы в компании Verysell 6, передо мной была поставлена задача — изучить и описать процессы работы магазинов, одной крупной торговой сети, с целью их последующей оптимизации. Задача нас сразу увлекла и мы «с головой» погрузились в нее. Начав процесс изучения операций в магазинах, мы сразу задались вопросом — а, в каком виде мы представим эту информацию Заказчику. Мы сразу отказались от IDEF0, чтобы не быть еще одной компанией, которая принесет в качестве отчета, толстый альбом IDEF-моделей, качество которого будут оценивать по толщине и количеству стрелочек.

Более того, наш Заказчик уже имел описание своих процессов в данном формате, над этим работал целый отдел.

Поэтому для визуализации процессов/операций мною был придуман некий упрощенный формат описания процессов. Этот формат акцентировал внимание на исполнителях и их взаимодействии с операциями (и друг с другом). К тому же он был прост и интуитивно понятен. В нем отсутствовала излишняя детализация, которая усложняет понимание общей картины и абсолютно ничего не дает пользователю этой модели.

Следующий вопрос, который нам пришлось решать в проекте — это как сделать модель удобной для использования. Решение нашлось быстро — все привыкли пользоваться Интернетом и гипертекстовыми документами. И мы «связали» визуальную структуру процессов и текстовое описание в рамках одного документа — гипертекстовой справки в формате CHM. В качестве среды для формирования справки была использовании программа «Help& Manual 3.2» (версия на тот момент,
сейчас доступны более новые версии).

В операционную модель включены как описания операций, так и регламентирующие и оперативные документы. Ведь основная цель операционной модели — создать единую информационную среду, удобную в использовании, как менеджерами, так и рядовым персоналом (например, в процессе обучения).

Примеры интерфейсов операционной модели

Ну и конечно, базовую модель в формате .CHM  Вы можете взять здесь >>>. Приятного просмотра 🙂

Сразу скажу — построение такой модели «с нуля» это огромный труд и существенные затраты ресурсов. Нарисовать в Visio 46 базовых рисунков, затем произвести их «нарезку» под гиперссылки и форматирование гипертекстовой справки — задача достаточно трудоемкая. Общие трудозатраты в рамках модели: минимум 8-10 часов на одну операцию (изучение, корректировка, визуализация).

Тем, кто захочет воспользоваться этим опытом, и построить операционную модель в описанном выше формате, могу дать несколько советов:

  1. Необходимо четко представлять для чего Вы создаете эту модель;
  2. Не начинайте детальную (на уровне операций) визуализацию, пока чётко не структурируете Ваши процессы/операции.
    Иначе, по мере их изучения Вам очень часто придется вносить исправления в модель;
  3. Распределите роли в проектной команде. Лучше, когда 1-2 человека изучают и описывают операции,
    а один — занимается визуализацией и формированием CHM-справки;
  4. В начале процесса «визуализации» — сформируйте аннотацию Вашей модели и в дальнейшем придерживайтесь ее;

P.S. Хочу еще раз поблагодарить своих коллег — Машу Рыкову и Володю Мошкова за огромную работу по изучению и описанию операций.
Без их помощи я бы не справился с этой задачей в установленные сроки и с должным качеством.

Василий Гнатив

Comments are disabled.